Array
(
    [SRC] => 
    [WIDTH] => 0
    [HEIGHT] => 0
)

Карьера

Креативная индустрия в Центральной Азии. Режиссер Олжас Байелбай о будущем казахстанского кино
613

05.12.2024

Креативная индустрия в Центральной Азии. Режиссер Олжас Байелбай о будущем казахстанского кино

Креативная индустрия в Центральной Азии развивается быстрыми темпами, а специалисты стремятся поддерживать друг друга, создавать крутые коллаборации и комфортные условия для работы. Мы тоже будем знакомить вас с представителями креативной экономики стран региона в рубрике «Креативный класс». В новом интервью режиссер кино Олжас Байелбай рассказал о создании уникальных работ и больших целях в творчестве.


Олжас Байелбай, 34 года, город — Алматы, режиссер, специалист по киноязыку, @olzhazavre

Олжас Байелбай

О профессиональной деятельности


Я окончил семь классов в казахской школе, затем четыре года учился в лингвистической гимназии и еще четыре года в музыкальной школе. Получил степень бакалавра изящных искусств по специальности «Кинопроизводство» в New York Film Academy, обучаясь по стипендии «Болашак».

Мой путь начался с детской любви к музыке, которая захватила меня с головой. Любовь к кино мне привила мама. В школьные годы я играл на домбре, занимался брейкдансом и участвовал в рэп-баттлах. Многие говорили, что мне предначертано стать актером, но я выбрал профессию «по ту сторону камеры».

Самым сложным было сделать первый шаг в съемочном деле. Я даже не помню свой первый проект — и не хочу помнить! Начинал с самых разных проектов, но первым действительно значимым стало рекламное видео для журнала SNC. Мы сделали его просто ради портфолио. Затем последовали более серьезные работы: короткометражный политический триллер «ГОК» и полнометражный психологический триллер «Взаперти».

Выбор профессии дался мне непросто: я потратил два года после школы, размышляя, чем хочу заниматься. Убежден, что именно профессия определяет наше счастье и качество жизни. Для меня работа режиссера всегда была легкой и естественной. Когда одного известного режиссера спросили, не устал ли он снимать, он ответил: «Вы же не спрашиваете ребенка, устал ли он играть с игрушками». То же самое и у меня: каждый день я работаю «играючи».

Профессия режиссера — это бесконечное путешествие. Это поиск смыслов и способов их выражения через визуальные образы. Я никогда не останавливаюсь на достигнутом и постоянно учусь.

Я творю, когда мне хочется, когда проникаюсь глубоким чувством, наблюдая в жизни за красивыми поступками людей. Я говорю о моментах, когда люди делают что-то простое, но настолько важное, что слезы наворачиваются на глаза. В такие моменты мне важно это записать, чтобы впоследствии максимально понятно выразить через киноязык. Таким поступкам, кстати, нас часто учит кино. Есть фильмы, посмотрев которые, я плачу и ощущаю безумное желание прожить жизнь достойно. Делать правильный выбор каждую секунду. Помнить, что когда-нибудь мы все уйдем.

О развитии


Трудностей в профессии хватает, но все они решаемы. В рекламной индустрии, например, часто сталкиваешься с непрофессиональными актерами. Если клиент настаивает на своем выборе, остается только работать с этим решением. В такие моменты особенно важны навыки общения и умение договариваться. В музыкальной индустрии «царем и богом» считается артист, особенно если он финансирует проект. Бывает, что артист решает сменить песню уже на этапе подготовки клипа — это тоже серьезное испытание.

Олжас Байелбай Креативная индустрия

Помню случай в начале карьеры, когда мне предложили снимать сериал с началом съемок через 10 дней. Утвержденный оператор оказался фотографом, а художник-постановщик — его ассистентом. На производственный бюджет закупили оборудование, и на этом все. Таких курьезов было немало. В целом на съемочной площадке почти всегда что-то идет не по плану. Человеческий фактор влияет на все. На профессиональном проекте может работать до 50 человек, и каждый отвечает за свою часть. Любая ошибка цепной реакцией сказывается на процессе.

В этой профессии нельзя позволить себе лениться или быть посредственным. Это высшая лига, где слабых и неспособных система быстро отсеет. Лично для меня важно находить баланс между жизнью и работой. Нельзя быть только режиссером, нужно оставаться человеком: мужем, сыном, другом. Жизнь — это не только работа. Стремление к совершенству — вещь недостижимая, но оно движет вперед. Хотя, например, Альфред Хичкок посвятил себя исключительно режиссуре. Он жил уединенно, общался лишь с женой и собакой. Но его талант оказался гениальным.

Чтобы быть успешным режиссером, важно быть честным с собой, уметь вести за собой людей, быть активным, внимательным к деталям и постоянно развиваться. Нужно следить за новыми веяниями, оставаться усидчивым и скрупулезным. Главное — искренняя любовь к профессии и полное посвящение ей.

Говорят, что искусственный интеллект может изменить съемочные процессы и даже заменить классические камеры. Это возможно. Но он никогда не заменит человеческую органику, актерскую игру и уникальность сценарного замысла. Даже если инструменты изменятся, как когда-то ушла пленка, я готов адаптироваться и идти в ногу с прогрессом.

О развитии креативной индустрии в Центральной Азии


За последние 10 лет объем инвестиций в креативную индустрию вырос более чем в четыре раза, что свидетельствует о повышенном интересе к этому сектору. Появление множества образовательных инициатив способствует повышению квалификации специалистов и раскрытию новых талантов.

Среди ожидаемых тенденций можно отметить проведение международных форумов, таких как Creative Central Asia 2023, которые способствуют обмену опытом и развитию отрасли.

режиссер о развитии креатива в Казахстане

Я искренне верю, что усилиями нового поколения кинематографистов мы сможем вывести нашу индустрию на новый уровень. Снимать качественное кино с большими бюджетами, передовой техникой, лучшими специалистами и сильнейшими актерами, достойно оплачивающими свой труд. Мне 34 года, и я задумываюсь: сколько фильмов я успею снять за оставшуюся жизнь? Важно ставить высокие цели и добиваться их реализации, ведь это приносит плоды не только для себя, но и для всей индустрии. Мы заслуживаем самого лучшего.

Радует, что внимание креативного кластера сосредоточено на социальных проблемах. Это напоминает заботу казахских батыров и великих деятелей о своем народе. Например, Қанат Бейсекеев поднимает проблему смога в Алматы, Катерина Суворова — экологической катастрофы Аральского моря, а Куаныш Бейсек исследует тему отношения к женщине в современном Казахстане. Мощный мыслитель Санжар Керімбай проводит лекции о ключевых личностях и событиях нашей истории, вдохновляя молодежь на открытия. Многие коллеги исследуют национальную идентичность через свои работы. Важно, что люди стали смелее в самовыражении и точнее в своих творческих высказываниях.

Особо хочу отметить школу кино и медиа Sham. Это огромный вклад в развитие культуры. Нам нужно продолжать создавать качественные фильмы, которые будут востребованы по всему миру. Вспомним, как снимали сериал «Мандалорец» с использованием Unreal Engine. Такие технологии могут и должны прийти к нам, удешевляя процесс производства и расширяя творческие возможности.

режиссер Казахстан

Чтобы стать известными за пределами страны, необходимо соответствовать высоким международным стандартам. Ресурсы вроде Director’s Library и Vimeo Staff Picks отбирают работы по качеству, ясности замысла и оригинальности подачи. Если художник берется за первую пришедшую в голову идею или использует шаблонные приемы, его работа, скорее всего, останется незамеченной. Но если он собирает свой проект по крупицам, постоянно улучшает его и ищет наиболее точное выражение мысли, не идет на компромиссы и честно поднимает важные темы — успех неизбежен. Такая преданность делу и глубина идеи открывают двери даже на международной арене.

Меню

Люди WE

Профессионалы

Город 24

Возможности

Наши в мире